Проектная работа на тему "Почва и её значение". Роль почвы в жизни человека

Урок в 3-м классе "Что такое почва?"

Цели урока:

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес, развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупы);презентация.

Ход урока

    Организационный момент.

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте вместе определим тему нашего урока. (слайд1)

Организационный момент.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам. (слайд 2)
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. (слайд 2 ОПЯТЬ)

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка: (слайд 3)

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.

Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её РЕЖУТ, ТОПЧАТ, БЬЮТ?

Сдаетесь?

Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений: (слайд 4)

    это и название нашей планеты, на которой мы живем;

    это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

    это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

III . Сообщение темы урока.

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Да, это почва. Тема урока: Почва. Ее состав и свойства. (слайд 5)

III . Работа по теме урока

1.Давайте познакомимся с нашим планом работы. (слайд 6)

2. Рассказ учителя. (слайд 7)

Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их при замерзании и при вымывании растворимых веществ. Ветер выдувает мелкие осколки природы, увеличивая в одних местах трещины, а в другие места наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. (слайд 8). Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.

Работа по учебнику.

Назовите участников «создания» почвы. (слайд 9)

Вывод: образование почвы началось с появлением живых существ на Земле. С тех пор с течением миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.

Это интересно! (слайд10)

3. Постановка главного вопроса урока.

Главный вопрос урока (основополагающий) (слайд11)

Из чего состоит почва? Какие свойства почвы?

Это будет основополагающий вопрос.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит питательные вещества, необходимые для живого

Приступим к нашему научному исследованию. Мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 12)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 13)

Но чтобы провести опыты, наша классная комната превращается в учебную лабораторию. Давайте познакомимся с правилами работы. (слайд 14)

Опыт №1 Состав почвы. (слайд 15)

    Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.

    Что вы увидели?

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт №2 Состав почвы (слайд 16)

Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта, что вы увидите?

(слайд 17) Вывод: Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и . Сверху – перегной . (слайд 18)

Опыт №3 Состав почвы (слайд 19)

Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожмём. Стряхнём почву в стакан.

Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

Опыт №4 (Слайд 20)

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода. Продолжим нагревание – появился запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Он является главным питательным веществом, необходимым для всего живого.

(слайд 21) Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – гумус. (Можно определить по запаху.)

Опыт №5 (слайд 22)

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты.

Сделайте вывод, что это за пятна?

(Слайд 23) Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни.

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле (встают, руки в сторону)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется (потягивание – руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад – вперед –

Так деревья ветер гнет (наклоны вправо-влево, вперед-назад).

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?

Так из чего же состоит почва? (слайд 24)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Следующее по плану: свойства почвы.

Опыт 1. (слайд 25)

Вывод: почва сыпучая.

Опыт 2 (слайд 26)

Почва пропускает воду -

Водопроницаемость

Опыт 3.

Свойство – теплопроводность (слайд 27)

Вывод:

Почва может нагреваться и охлаждаться - проводник тепла.

Свойство - теплопроводность

А как вы понимаете это слово – плодородие? (слайд 28) Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.

Работа по учебнику

(слайд29) Когда растения и животные отмирающих остатки попадают в почву и вновь под действием микроорганизмов превращаются в перегной. Итак вещества путешествуют в природе как бы по кругу: из почвы в растения, из растений в тела животных и снова в почву. Ученые это называют круговоротом веществ в природе. Представьте себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все живое.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? (слайд 30)

От чего почва разрушается? (слайд 31)

Способы защиты почв от разрушения. (слайд 32)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Гипотеза подтверждена .

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Стихотворение.

Проверим свои знания

Кроссворд

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

Почва - уникальное природное образование, характеризующееся плодородием. Довольно часто в качестве синонима к этому слову употребляется «земля». Как образовалась почва на нашей планете и какие факторы повлияли на данный процесс?

Что такое почва?

Это верхняя прослойка суши на земном шаре. Образование почвы происходило под действием на ряда факторов. Она обладает своим неповторимым составом, строением и свойствами.

Это одна из самых важных составляющих биосферы и биоценозов на Земле, поскольку здесь осуществляется поддерживание экологических связей абсолютно всех живых существ с твердой, жидкой и газообразной оболочками планеты.

Докучаев, который наиболее подробно занимался изучением вопроса о том, как образовалась почва, называл ее «отражением ландшафта», потому что через нее выражаются главные особенности конкретного района. Почвенный покров одновременно является определяющим для растительных сообществ, но в то же время сам зависит от них.

Свойства почвы


Наиболее важным свойством почвенного покрова является плодородие, выражающееся в его способности к обеспечению развития и роста растений.

К физическим свойствам относят:

  • механический состав (плотность и размер почвенных частиц);
  • влагоемкость (способность впитывать и удерживать воду);
  • микробный состав;
  • кислотность.

Факторы образования почвы


Ход процесса почвообразования напрямую зависит от природных условий или факторов, в которых он протекает. Также необходимо учитывать их комбинации, поскольку они определяют направленность всего процесса.

Условия образования почвы подразделяют на пять типов:

  • почвообразующая порода;
  • растительные сообщества;
  • деятельность животных и микроорганизмов;
  • климатические условия;
  • рельеф;
  • возраст почвенного покрова.

В настоящее время также отдельно выделяют еще два фактора - воздействие воды и человека. В вопросе о том, как образовалась почва, ведущим фактором является биологический.

Почвообразующие породы


Абсолютно весь почвенный покров нашей планеты начал образовываться на основе горных пород. Определяющим фактором является их химический состав, поскольку почвенный покров вбирает в себя часть материнских пород. На характер и направленность процесса влияют свойства горных пород, такие как плотность, пористость, способность проводить тепло, размер микрочастиц.

Климат

Влияние климата на весьма многообразно. Основными факторами воздействия климата являются осадки и температурный режим. Условиями для процесса выступают количество теплоты, влажность, а также их циркуляция и распределение в пространстве. Климатический фактор проявляется и в процессе выветривания. Климат также оказывает косвенное влияние, поскольку определяет существование определенных видов растительных сообществ.

Растения и животные

Растения своими корневыми системами пронизывают материнскую горную породу и доставляют к поверхности ценные минеральные вещества, которые впоследствии преобразуются в органические соединения.

Как образуется перегной почвы? Отмершие части растений, насыщенные зольными веществами, остаются в верхних горизонтах. Благодаря постоянному синтезу и распаду органики на поверхности почвенный покров становится плодородным.

Растительные сообщества изменяют микроклимат местности. К примеру, в лесах летом довольно прохладно, повышена влажность, минимальна в отличие от лугов.

Большое количество живых организмов живет в верхнем плодородном слое Земли. В процессе их жизнедеятельности растения и их органические остатки разлагаются. Впоследствии продукты жизнедеятельности животных вновь поглощаются растениями.

Совокупность растительных и животных сообществ на определенных территориях оказывает влияние на формирование типа почвы. Например, черноземы образуются только под лугово-степным типом растительности.

Рельеф

Данный фактор оказывает косвенное влияние на процесс образования почвы. Рельеф определяет закон перераспределения влаги и тепла. В зависимости от высоты меняется температурный режим. Именно с высотой связана вертикальная зональность в горных районах планеты.

Характер рельефа определяет степень воздействия климата на почвообразование. Перераспределение осадков происходит из-за перепадов высот. В низменных участках влага скапливается, а на склонах и возвышенностях она не задерживается. Южные склоны в северном полушарии получают больше тепла по сравнению с северными.

Возраст почв


Почва является природным телом, которое постоянно развивается. То, каким мы видим сейчас почвенный покров, - это лишь одна из ступеней его непрерывного развития. Даже если почвообразовательные процессы в будущем не изменятся, верхний плодородный слой может подвергнуться коренным преобразованиям.

Возраст бывает двух типов - относительный и абсолютный. Абсолютным возрастом называется время, которое прошло с моменты образования почвенного покрова до настоящей стадии его развития. Однако не все части суши в течение всего периода своего исторического развития являлись ею. Относительный возраст - разница в развитии верхнего плодородного слоя в рамках одной территории.

Возраст может быть различным - от сотен до тысяч лет.

Как образовалась почва?


Этот вопрос интересует уже несколько поколений ученых и исследователей. Рассмотрим ниже общепринятую версию истории почвообразовательного процесса.

Земля имеет твердое раскаленное ядро, которое окружено горячей мантией с вязкой структурой. Сверху располагается внешняя кора, в состав которой входят горные породы.

Четыре миллиарда лет назад Земля начала остывать. В некоторых местах магма выходила на поверхность и образовала базальты, а там, где оставалась под ней, формировались граниты. Первичная материнская порода менялась под действием внешних факторов, постепенно происходил синтез новых минеральных веществ.

После того как в атмосфере появился кислород, начал формироваться осадочный слой. Постепенно в результате процесса выветривания материнская порода становилась более рыхлой и насыщалась кислородом. Таким образом, возникали глины, пески, гипс и известняк.

Общепринятой является точка зрения о том, что жизнь на планете существует вот уже более трех миллиардов лет. Согласно последним исследованиям, в это время на Земле уже жили бактерии и простейшие одноклеточные. Первые живые организмы легко приспосабливались к новым факторам внешней среды и были всеядными. В процессе жизнедеятельности они выделяли некоторые ферменты, которые растворяли горные породы и довольно быстро размножались. Постепенно образующаяся почва заселялась мхами, лишайниками, а затем растениями и животными. В результате такого заселения образовывался перегной.

Почвенный покров очень важен для человека. Его нужно изучать для целей развития сельского и лесного хозяйства, а также для инженерных и строительных изысканий. Знания о свойствах верхнего плодородного слоя земли используются при решении проблем геологической разведки и добычи минеральных ресурсов, здравоохранения, экологии.

Мы так часто слышим слова "земля кормилица", что почти не придаем им значения. А ведь правильнее было бы сказать, что растут деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница только благодаря тому, что у нас есть земля, а точнее почва. Образование почвы началось с появлением на Земле первых живых существ, так что именно им мы обязаны жизнью, и не только генетически. "С давних времен люди знали, что окружающий их мир обладает удивительным свойством, которое было названо плодородием. Наиболее заметно, наиболее повседневно близко и понятно людям проявляла это свойство почва, которой своим существованием и развитием обязан современный растительный и животный мир. Она является необходимым условием для жизни растений, животных, человека. Возделывая сельскохозяйственные культуры, люди обратили внимание на то, что урожай, выращенный из семян одного и того же растения, оказывается неодинаковым на различных земельных участках.

Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Почва, относясь к категории невозобновимых природных ресурсов, является основным средством сельскохозяйственного производства. Международные декларации и соглашения по проблемам природопользования ("Всемирная стратегия охраны природы", "Всемирная почвенная хартия", "Основы мировой почвенной политики") утверждают значение почвы как всеобщего достояния человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.

В настоящее время проблема взаимодействия человеческого общества с природой приобрела особую остроту. Становится бесспорным, что решение проблемы сохранения качества жизни человека немыслимо без определенного осмысления современных экологических проблем. Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Кроме того, почва является важнейшим природным образованием.

Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой основной источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. Площадь земельных ресурсов мира составляет 129 млн. км2 или 86,5% площади суши. Пашня и многолетние насаждения в составе сельскохозяйственных угодий занимают около 15 млн. км2 (10% суши), сенокосы и пастбища - 37,4 млн. км2 (25% суши). Общая пахотная пригодность земель оценивается различными исследователями по-разному: от 25 до 32 млн. км2.

Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Современный почвенный покров формировался на протяжении тысячелетий, в условиях, которые в настоящее время полностью изменились. Отсюда неизмеримо возрастает значение правильного и эффективного использования и сохранения почвенных ресурсов.

Разделы на этой странице:

Почва – это верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до двух-трех метров), большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами, благодаря чему растения развиваются. Познакомимся с тем, как почва образуется.

Образование почвы

Возникновение и формирование почвы – очень сложный процесс. Почва является результатом воздействия на горные породы климатических факторов и живых организмов. Хотя почва образовалась из горной породы, но на нее не похожа.

Резкая смена температуры, ветер, вода разрушают горные породы, они теряют прочность, рассыпаются.

Невидимые простым глазом микроорганизмы (бактерии, микроскопические грибы), выделяя активные вещества, выполняют большую работу по превращению горной породы в почву. Кроме того, они разлагают остатки растений и останки животных, в результате чего образуется перегной, который делает почву плодородной.

В почве обитают разные животные: дождевые черви, муравьи, различные личинки, жуки и другие насекомые. Кроме того, часто встречаются полевые мыши, суслики, хомяки и прочие землерои. Одни из них живут в почве постоянно, другие только зимуют в ней, третьи прячутся от жары, некоторые откладывают в почву яйца или используют ее как убежище (рис. 69). Все они влияют на состояние почвы: измельчают и перерабатывают остатки растений, перерывают и рыхлят почву, перемешивают ее слои. Так образуется почва с определенной структурой и свойствами.


Рис. 69. В почве обитают разнообразные организмы

Структура почвы

Если вы возьмете горсть верхнего слоя почвы, богатого перегноем, сожмете ее, потом разожмете пальцы, то увидите, что комок земли рассыпался на множество темных маленьких комочков. Такая земля рыхлая, она доступна для воздуха, в ней лучше сохраняется вода. Эта почва структурная; на структурных почвах хорошо растут растения, так как корни получают достаточно влаги и воздуха.

Бесструктурная почва мелко раздробленная, пылеватая. По сравнению со структурной почвой она больше подвержена смыву водой, выдуванию. В ней практически не задерживается вода, и растения развиваются очень плохо.

Разнообразие почв

Почва состоит из слоев – горизонтов, отличающихся друг от друга по цвету (рис. 70).


Рис. 70.Горизонты почвы

Самый верхний горизонт – темный. В нем накапливаются остатки отмерших живых организмов, образующих перегной. От количества перегноя зависит основное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в почве перегноя, тем лучше растения обеспечены необходимыми им веществами. Ниже расположен слой, содержащий мало перегноя, поэтому он имеет серый, как у золы, цвет. Почва, в которой хорошо развит этот слой, называется подзолистой.

Подзолистые почвы образуются в северных районах нашей страны под пологом леса и под травянистым покровом лугов. Здесь в почве скапливается влага и создаются благоприятные условия для гниения. Под действием микробов опавшие листья и ветки превращаются в перегной, в котором при разложении образуются почвенные кислоты. Вот почему подзолистые почвы часто кислые. Перегнойный горизонт в подзолистых почвах небольшой, вследствие чего они бедны необходимыми для растений веществами.

На юге нашей Родины сформировалась почва с мощными отложениями перегноя – черноземы. В них черный по цвету слой почвы достигает более метра толщины. Черноземные почвы от подзолистых отличаются значительно большим количеством важных для растений веществ.

В разных природных условиях формируются почвы, значительно отличающиеся друг от друга составом, структурой и свойствами. В нашей стране, кроме подзолистых и черноземных, встречаются торфяные, солончаковые, песчаные, глинистые типы почв (рис. 71).









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Сформировать представление учащихся о почве – как важнейшая часть экосистемы; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
  3. Воспитывать умение работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На партах у учеников карточки с вопросами. А ответы находятся в классе. (Работа в парах.)

– У вас на партах карточки с вопросами. Ответы где-то в классе. Вы должны найти правильный ответ.

– Как можно их одним словом назвать? (Разрушители.)
– Какова роль “разрушителей” в круговороте? (Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям)
– Могут ли “разрушители” напрямую передать растениям минеральные вещества? (Нет.)
– Где все это происходит? (Это происходит в почве, т.к. “разрушители” живут в почве.)
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О почве.)
– Сформулируйте тему урока. (Почва – важнейшая часть экосистемы.)

(Слайд 3).

– Молодцы! Знания у вас есть. Представьте, что мы в учебной лаборатории. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Не забывайте о технике безопасности.

III. Совместное открытие знаний.

1. Составление плана урока.

– Послушайте диалог Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме “Почва”. (Диалог инсценируют 2 ученика.)
– Куда нужно сажать растения?
– Почему растениям нужна именно почва?
– Какова проблема нашего урока? (Проблема: Какова роль почвы в экосистеме?) (Слайд 4).
– Мы с вами сегодня научные сотрудники. А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю вам составить план работы на уроке. С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?)
– Что еще хотели бы узнать о почве?
– Как образуется почва? (На доске появляется табличка “Образование почвы”.)
– Еще что хотели бы узнать?
– Какими свойствами она обладает? (На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы".)
– Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет.)
– Значит, с чем познакомимся?
– Кто догадался? (С видами почв.)
– Правильно.
– С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв".)

На экране появляется табличка:

"Что такое почва?"
“Образование почвы.”
"Свойства почвы.”
"Виды почв."

2. Что такое почва? (Слайд 5).

– Приступим к работе, следуя составленному плану.
– Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).
– Какого он цвета.
– Сделайте вывод.
– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва? Об этом нам расскажет Михайлова Дарья.

3. Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

– Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов. (Слайд 7).

4. Свойства почвы.

– Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)
– По инструкциям на ваших партах я прошу провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

  1. Возьми стакан с водой.
  2. Брось туда комочек почвы.
  3. Что ты наблюдаешь?

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт № 2 (группа 2).

  1. Возьми фильтровальную бумагу.
  2. Насыпь на нее немного почвы.
  3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
  4. Стряхни почву обратно в стакан.
  5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________

Опыт № 3 (группа 3).

  1. Возьмите горшок с почвой.
  2. Налейте туда немного воды.
  3. Держите горшок над пустым стаканом.
  4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

Опыт № 4 (группа 4).

  1. Возьмите посуду с почвой.
  2. Рассмотрите почву через лупу
  3. Что вы увидели?
  4. Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.

б) Знакомство с выводами учащихся.

Представители каждой группы знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания.) (Слайд 8).

  1. В почве есть воздух.
  2. В почве есть вода.
  3. Почва не удерживает воду.
  4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Кто из вас знает, как это называется одним словом?
– Это перегной.

5. Работа с учебником.

–Прочитайте самостоятельно о перегное на с.45 и определите еще одно свойство почвы.
– Итак, что вы узнали из прочитанного? (Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.)
– Молодцы, правильно.
– Значит следующее свойство почвы – плодородие. (Рассказ Ивановой Анастасии о перегное.)

Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровье.

– Мы с вами ответили на второй пункт плана. Плодородие – основное свойство почвы. (Слайд 9).

Теперь познакомимся с видами почв.

6. Виды почв.

– Рассмотрите образцы почв. (Слайд 10).
– Что вы заметили? (Они по цвету разные.)
– Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?
– Коля нам расскажет о видах почвы и почвах Чувашской республики. (Слайд 12).
– О каких видах почвы Коля нам рассказал?
– Разнообразны почвы нашей республики.

I V. Обобщение урока.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– Перед вами кроссворд. (Слайд 13).

  1. Основное свойство почвы. (Плодородие.)
  2. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
  3. Наиболее плодородная почва, богатая перегноем и имеющая темную окраску. (Чернозем.)
  4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
  5. Живые организмы, перерабатывающие остатки организмов в минеральные вещества. (Разрушители.)


Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА. – Давайте вернемся к нашей проблеме урока. Проблема нашего урока: Какова роль почвы в экосистеме? Итак, какую роль играет почва в экосистеме?

(Растения растут в почве. Почва для них является опорой. Еще в почве живут разрушители. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ. Значит почва -важнейшая часть экосистемы.) (Слайд 14).

V. Творческая работа

– Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву? (Слайд 19).
– Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
– Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого “боится”. Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
– Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

1. Работа в группах. (Каждая группа нарисует эскиз плаката, призывающего людей бережно относиться к почве.)
2. Защита работы.

VI. Рефлексия .

Поделиться: