Русские сказки вершки и корешки

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь и говорит:

— Глянь, мужик, я тебя враз сломаю.

Глянул мужик на медведя.

— Вижу, медведушка, сила в тебе великая. На такую силу хороший прокорм надобен. Не ломай меня, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — обрадовался медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне и не подступайся.

Это убивает великана, и королева и принцессы живут счастливо. История была перенесена в устной форме, а также опубликована в нескольких печатных версиях. Оркнейский фольклорист Эрнест Марвик записал две версии этой истории: один на диалекте Оркнейского и один на стандартном английском.

Сама история напоминает несколько других видов международной народной сказки, также известной в скандинавском регионе. В рассказе о Румпельстильцкине невозможной задачей героини является выпрямление соломы в золото. Его имя, Румпельстильцкин, подслушивается, и девушка в последствии получает, чтобы ее новорожденного ребенка, которого она иначе должна была отдать фее. Уродливые взгляды феериков из-за тяжелой работы параллельны рассказам «Три пряди» или «Три тети», где тети одинаково деформированы своей работой.

Сказал и ушёл в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, подавай мою долю.

— Ладно, медведушка, давай делить: тебе вершки — мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз навалил и повёз в город продавать. Да недолго ехал, опять навстречу ему медведь:

Эта деталь также включена во все оркнейские версии сказки. Согласно классификации Ходне норвежских народных сказок, эта история встречается во всех частях Норвегии, исключая два самых северных уезда Трумс и Финнмарк. Девочка делает суп, но в середине ее приходится выходить к скоту. Рядом идет гигант, который хочет жениться. Пока девушка вышла, гигант съедает суп и другую еду в доме. Эта деталь частично параллельна истории «Пеи-дурака» в том, что первая встреча с гигантом - это когда он крадет капусту принцесс.

Это происходит в течение трех ночей, подробно о приготовлении пищи и заботе о крупном рогатом скоте, после чего в истории происходит параллель, после прибытия принцесс в дом гиганта. Это показывает, что Кости, должно быть, знал историю из устной традиции, а не из печатного источника. Двое из них говорят «нет» и убиты гигантом, а третий говорит «да» и отправляется к себе домой в гору. После теста или сюжетной линии Румпельстильцкина, остальная часть рассказа в обоих случаях берется за спасение сестер.

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведушка, в город — корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел, так и заревел:

— A-а! Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладенькие, а мои вершки негодные. Слезай с воза, заломаю!

А мужик в ответ:

— Что ты, медведушка, бери в другой раз корешки на прокорм, а я уж себе вершки-то оставлю.

Самая младшая сестра, наконец, справляется с тем же манером. Он также предлагает Норвегии как «важный центр распространения этой истории, если не ее первоначального дома». Когда типичная норвежская сказка встречается в такой близкой параллели в Оркнейском, она говорит о продолжающихся культурных связях между Оркнейским и Скандинавским.

Еще одна интересная особенность, показывающая культурные связи между Оркнейским и Скандинавским языками, - это живые знания северных гигантов, сохранившиеся на острове Русей. Другой такой валун - это камень Кабби-Роо, лежащий в Эви-Хиллз, а другой на Стронсей, «сказал, что его бросили пробудить брата, который медленно вставал утром». Также отмечается повторяемость в некоторых гигантских легендах, записанных Марвиком из гигантов, обладающих корзиной из соломы или вереска, известной в Оркнейском как «каэзи» или «кубистом», особенностью, которая также встречается в истории «Пэри-дурак».

— Смотри, быть так, — сказал медведь и ушёл в дуброву.

На другой год мужик посеял на прежнем месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается.

Вершки и корешки

Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
- Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
- Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все верш­ки, а мне - корешки.
Согласился медведь.
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погру­зил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
- Дай твои корешки попробовать. Попробовал и как зарычит:
- Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.

Говорят, что другой гигант с такой корзиной пришел из Кейтнесса для почвы для своего сада. Отметки, которые он оставил, когда выкапывают почву, теперь образуют силу и Харрей Лохс, и после падения корзин их содержимое теперь образует два холма Хой. Марвик, тем не менее, утверждает, что многочисленные оркадийские истории о гигантах более склонны делиться своей культурной родословной с скандинавскими историями.

Гиганты также являются очень значительной частью скандинавского пейзажа, с многочисленными скалами и ландшафтными образованиями, которые, как говорят, были сформированы или перемещены деятельностью гигантов. Саттон-компаньон к британскому фольклору, мифам и легендам.

Русская народная сказка в пересказе

Поделиться: