Статуя "Мыслитель" Родена: фото и описание. «Мыслитель» и еще три самые известные работы великого Огюста Родена

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».


Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

Эту работу своим заказчикам автор не сдал, да и музей не был построен. Зато все ключевые фигуры этой двери приобрели статус самостоятельной скульптуры.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.


В результате автор слишком далеко отошел от Данте, создав преимущественно образы, свойственные поэту Бодлеру.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора , над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.


У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо , обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.

Обращает на себя внимание поза Мыслителя. Думать, причем напряженно, можно в разных положениях тела. Однако Роденовский Мыслитель как бы стремится вернуться в позу зародыша, спрятаться в утробе матери от всех проблем мирового и личного характера, которые неминуемо обрушиваются на каждого человека.

В позе Мыслителя люди обдумывают проблемы, которые обычно давят на них всей мощью мироздания. По сравнению с этой мощью, человек мал и ничтожен, но его сила в мысли и действии, которые способны это мироздание изменить. Так что позу Мыслителя можно трактовать как силу, сжимающуюся в пружину. Созревшая мысль распрямит эту пружину.

Все эти трактовки не имеют ничего общего с возможным предназначением фигуры, включенной в композицию «Врата ада». Ведь у таких ворот должен сидеть кающийся грешник, ослабленный грузом грехов и страхом предстоящих наказаний. Однако получилось совсем другое. И не стоит гадать, что именно задумывал художник — его творение живет само по себе.

Несмотря на то, что данное творение было создано на рубеже классицизма и модерна, его копия (и это отмечалось в прошлый раз) может стать украшением практически любого интерьера.

В нашем сегодняшнем разговоре мы снова обратимся к цитатам из научной работы Сергея Анатольевича Мусского 100 великих скульпторов, а также к информации из Википедии.

Скульптура роденовского Мыслителя не похожа ни на одну созданную ранее пластическую форму. Да, история пластики знает немало творений, в которых изображен человек, вся сущность которого говорит о неком мыслительном процессе, происходящем в его сознании. , созданная, предположим, несет на себе печать духовного терзания и, как следствие, мыслей персонажа в остановленное скульптором мгновение. Но Мыслитель Родена - это нечто новое. Автор произведения сумел передать состояние героя всего лишь с помощью позы.

Любопытно, что (согласно Википедии) моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо - мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Вот уже многие годы не утихают споры о том, что именно привело роденовского героя к столь серьезным думам. Мыслитель своей загадочностью похож на . Как улыбка Джоконды таит в себе что-то сокровенное, так и поза Мыслителя не дает ответа на вопрос, о чем думает этот человек. Каких только не было версий... Чуть позже мы приведем их.

Сегодня трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ Мыслителя, - пишет в своем научном труде С. А. Мусский. - Обнажённый титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещённый от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова - всё тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряжённой. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе...

К сказанному С. А. Мусским о руках Мыслителя хочется добавить, что подавляющее большинство мастеров пластики уделяли рукам максимум внимания. Выражения лиц и руки - вот те основы, которые передавали характер персонажей. Если , как правило, находили рукам скульптур какое-то занятие (руки держали что-либо, сжимали, указывали на что-то и просто выражали действие), то Роден лишил их работы. Но именно в этом бездействии рук и кроется сила мысли скульптора, а, вместе с этим, и сила мысли героя.

В журнале Решение была опубликована статья Андрея Суздальцева, в которой автор размышляет о путях поиска смысла и поисках самого себя, приводя в пример скульптуру Мыслитель и давая свои ответы на вопрос О чем думает Мыслитель Родена ? Позволим себе озвучить несколько цитат из этой работы. В частности, А. Суздальцев пишет: Голый человек, согнутый как пружина, пластически организован вокруг основного центра - головы. Все главное, что происходит с ним, происходит в его голове. Когда смотришь на статую, возникает ощущение прямо-таки скрежещущего течения мысли, ощущение напряжения, переданного всей пружиной согнутого тела - в мозг... Мы имеем тут дело явно с замкнутой на себя системой. Этот мыслящий человек не нуждается и не может нуждаться ни в ком. Он принципиально самодостаточен. Он заведен как часы и взведен как курок. Это герой-одиночка, герой мысли. Вряд ли он думает о том, как помочь нищему с парижской улицы или прачке с Монмартра. Нет, он думает о судьбах мира. Он думает - о себе. О жизни и о смерти. О вечности. И это замечательно.

Одни согласятся с господином Суздальцевым, другие выдвинут свои версии, в которых ответы на вопрос о мыслях роденовского героя будут принципиально отличаться о того, что мы только что услышали. И дело не в том, что ответ у каждого свой, а в том, что творение Родена не оставляет равнодушным человечество уже больше ста лет.

Андрей Суздальцев сказал, на наш взгляд, интересную вещь. Несмотря на величие Мыслителя, несмотря на героизм его мыслительного акта, на клубящуюся массивность его мышц - неуловимо, предательски, нечетким намеком - поза мыслящего человека дрейфует и смещается к знаменитой позе зародыша в утробе, считает А. Суздальцев. - Роден, как великий художник, не смог не проговориться относительно пути познания, средством и центром которого служит интеллект. Он и проговорился. Перед нами не герой духа, а только маленький формирующийся человечек на пути к действительному становлению. Младенец. Зародыш.

Нам кажется, что эти размышления достаточно глубоки. Во всяком случае, сама идея Родена создать скульптуру мыслящего человека - человека, которого в данный момент занимает лишь мысль - говорит о том, что эта мысль находится в стадии зародыша, и в данном контексте рассуждения Суздальцева имеют под собой твердую основу.

Присутствие в загородном доме статуи Мыслителя непременно станет предметом для разговоров между обладателями дома и их гостями. Вопросом поиска места для установки копии Мыслителя должны заниматься хозяева, не без участия дизайнера (при этом желательно, чтобы был неплохим психологом). Большинство домовладельцев, отдающих предпочтение Мыслителю, устанавливают скульптуру в кабинете или библиотеке.

Но наше знакомство с творениями Огюста Родена на этом не заканчиваются, как не заканчивается и разговор о его . В следующий раз мы скажем об этой скульптуре то, что не успели сказать сегодня, после чего поговорим о другом шедевре мастера.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: medvedev-da, artyx, inpsycho, mix-team, litrossia

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Огюст Роден - великий французский скульптор.

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.

«Три тени» Огюста Родена.

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.

«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже.

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки. Обычную проволоку он превращает в динамичные трехмерные скульптуры.

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта - сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание...

Мысль далась человеку ценой титанических усилий. Мыслить - значит страдать, значит спрашивать себя: Кто я? Откуда пришел? Куда я иду? И какая у меня цель? Огюст Роден

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта - сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание…

Хотите ли послужить Третьей Республике, мсье Роден?

Я… Я буду счастлив выполнить Ваш заказ.

Не мой, мэтр, а Франции. Мы имели в виду дверь, дверь достойную отечественного искусства. Вход в новый музей, который предполагается построить на набережной д’Орсе.

Мы пережили трагические времена, - продолжал Гамбетта, - они останутся в истории, как времена неуверенности и колебания во всем: религия ставится под сомнение, политика - удел циников, наука не смогла указать нам средства спасения от всех бед. Разве мы отдаем все свои силы на благо человека? Укрепляем братство людей? Защищаем права человека? К чему мы ближе - к аду или к раю, Роден?

Так надо сделать двери, напоминающие о дне Страшного суда. Огромные врата, изображающие возмездие ада, муки и терзания, человеческое отчаянье и горе. «Божественную комедию» Роден боготворил, но иллюстрировать поэму после Боттичелли, Делакруа и Доре - на это надо иметь право. Он купил дешевенький томик Данте и не расставался с ним, пока не прочитал от корки до корки, исписав все поля. Первая мысль пришла про «три тени», которые должны были держать свиток с печально известными словами «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но потом он отказался от свитка: достаточно взглянуть на эти фигуры, чтобы смысл изречения стал очевидным без слов. А во-вторых, его «Врата ада», как и само бессмертное творение Алигьери - будут памятником великой надежды.

Десница Божья. Огюст Роден

Безудержная страсть к рисованию охватила Родена в пять лет. Его отец был крестьянином, дослужившимся в парижской полиции до поста посыльного. В бедной семье не на что было купить бумагу для рисования, и он таскал у мамы оберточную из под овощей, фруктов, сыра и рисовал, рисовал, рисовал все подряд: мать, отца, тетю Терезу, добрую сестренку Мари. Черные линии на белом получались так отчетливо! Даже его слабенькие глаза все хорошо видели. "Сначала я страстно желал быть живописцем. Краски меня притягивали. Я часто бегал на верхние этажи Лувра любоваться "тицианами" и "рембрандтами", но, увы, у меня не хватало денег на покупку красок и холстов. А для копий с антиков достаточно было бумаги и карандашей. Поневоле приходилось работать только в нижних залах. И вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое". Раз за разом Огюст пытается поступить в Школу изящных искусств, и каждый раз с формулировкой: "Не принят". На третий год рядом с именем Огюст Роден появилась запись: "Зачислить невозможно. Совершенно лишён способностей". В ответ Роден стал работать еще больше. Он овладел техникой лепки, научился преодолевать любые технические трудности. Уже чувствовал в себе силы для нового поступления. Но внезапно умирает его любимая сестра Мари, незадолго до смерти постригшаяся в монахини. Потрясенный, он принимает решение уйти в монастырь. В монастыре ордена Святых тайн Огюст становится братом Августином.

Шла подготовка к Страстным дням. В обители читали Притчи, и много беседовали о них за братской трапезой. Главой ордена был отец Пьер Эймар. Он внимательно наблюдал за братом Августином и однажды принес ему новое издание "Божественной комедии" Данте с гравюрами Доре. Роден сделал свои рисунки к "Божественной комедии" и был почти счастлив. - Вы ведь не можете жить без этого, правда? - спросил настоятель.
- Да, отче. И, может быть, Вы разрешите мне сделать ваш портрет. - С этими словами он опустился на колени. Бюст понравился отцу Пьеру: "Пожалуй, вы нуждаетесь в иной среде. Мы тут слишком ограничены, чтобы способствовать развитию ваших талантов". - Но я дал обет Богу… - Глубока ли ваша вера, решать только Всевышнему, а не нам грешным. Монастырь не тюрьма. Двери его всегда открыты и для тех, кто приходит и для тех, кто уходит. Вы послушник, а не инок, и, может, в миру вы еще лучше послужите Христу. Не падайте духом. Будет большая потеря, если вы здесь останетесь.

"Мои средства не позволяли мне искать лучшего - я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне большой и светлой, но зато ветер там дул отовсюду. Натурщики замерзали порой до обмороков". Он брался за самую черную работу: обтесывал мрамор, готовил каменные блоки, делал орнаменты. В 1870 году началась война с Германией. У Огюста не было денег, чтобы заплатить за себя выкуп и его зачислили в Национальную гвардию. Он получил чин капрала, потому что умел читать и писать. В армии Роден отморозил ноги и ужасно боялся, что руки постигнет та же участь. И без того слабое зрение ухудшилось. Он не различал мишени на расстоянии нескольких метров и, в конце концов, был уволен с военной службы, тем более что его полк в боях все равно не участвовал: Национальную гвардию сохраняли на случай беспорядков в голодающем Париже.

Когда над «вратами ада» появилась фигура размышляющего человека, Роден назвал ее Данте. К своим современникам, терявшим веру в ненависти, поисках земных благ, наслаждений и бесконечной вражде, поэт обращался с очень простыми словами. «Человек должен утвердиться в мысли, что с Богом он жив, а вне Его - мертв». На пороге двадцатого столетия их должны, наконец, услышать и понять! Это ведь не так сложно: человек отличается от животного тем, что он по природе своей существо религиозное. Он умеет различать добро и зло. И умеет выбирать. Если голодному не давать нормальной пищи, он рано или поздно будет есть отбросы, если духовную жажду не утолять - люди начнут поклоняться деньгам, государству, разным бредовым идеям, поэтам, художникам, артистам, певцам, спортсменам, кому угодно, и, в конце концов, расстанутся не только с верой, но и с человеческим обликом вообще. Потому что нравственные законы и законы естества даны одним Творцом.

Работы не было. Огюст уезжает в Брюссель, где он занимается тем, что называется ширпотребом: ангелочками, херувимчиками, статуэтки… Но это продается, и у него появляются деньги, которые можно послать домой. В самом Париже идут уличные бои. Голод пострашнее, чем во время немецкой осады. Не осталось ни кошек, ни собак. Потом начались расстрелы коммунаров. В конце этого страшного 71 года умерла мать. Роден едва не слег от горя, узнав, что ее похоронили в общей могиле. Отец тяжело болел, и разумная тетя Тереза решила, что лучше потратить им деньги на того, кто жив.

К этому времени вся Бельгия уже наводнена его неподписанными работами. Но больше так продолжаться не может. Он бросает все и едет в Амстердам. А потом, на последние деньги, была Италия. Огюст бродил по Флоренции. Вот дом Данте, вот храм, где он молился, вот улица, по которой ходила Беатриче. Вот "Давид"… Через три дня он лежал на полу Сикстинской капеллы и улыбался. Если Микеланджело писал, лежа на спине, значит, его творение надо рассматривать именно так. Он готов был проползти по всему полу, если бы не острые каблуки других посетителей.

В 1877 году он возвращается в Париж и приступает к созданию скульптуры Иоанна Крестителя. Он торопится, лепит правой и левой рукой до тех пор, пока не падает натурщик. Он уверен, что это будет его первой настоящей работой. Потому, что он сам уже «спешит через бесконечную пустыню принести людям веру».

Родена много раз оплевывали, осмеивали, унижали. Иногда он приходил к абсолютной уверенности, что его не поймут. «Да, это слишком тонко: рассуждать о «Божественной комедии» в стране, которая пролила реки крови, пытаясь утвердить вместо христианства культ некоего абстрактного «разума», и до сих пор не отошла от этого дурмана».

Врата ада. Огюст Роден

В итоге он решил изготовить фигуру Данте отдельно от «Врат», увеличить до размеров человеческого роста и переименовать… Наверное, эту мысль Огюст впервые услышал от отца Пьера, которого позднее Западная Церковь причислила к лику святых. «Мы созданы по образу Божию, и, значит, можем немного представить себе Его. Больше всего нас роднит творчество (Рука Творца) и вера. Только, человек верит в Бога, а Бог верит в человека, что гораздо трудней. И еще нас объединяет Мысль: в Ветхом Завете Она названа Софией - Премудростью. В Евангелии - Логосом - Знанием, Словом, Христом».

В 88 году, когда от начала работы над "Вратами" прошло уже 8 лет, в мастерскую Родена пришел государственный чиновник. Он хотел понять, куда ушли 25 тысяч 700 франков, уже выплаченных за работу вместо четырех тысяч, обещанных вначале. Его удивленному взору предстали лишь сотни разбросанных деталей. - Министерство хочет, чтобы заказ был выполнен в следующем году. Мы хотим показать "Врата" на Всемирной выставке! Она будет одной из самых блестящих в нашей истории. Мы сооружаем в честь нее Эйфелеву башню, празднуется столетняя годовщина революции и штурма Бастилии. "Врата" станут патриотическим памятником! - Спасибо, это для меня большая честь, но на работу уйдет еще несколько лет… и потом, разве уже построен Музей декоративных искусств? Нет здания, нет и двери! Вместо нескольких обещанных, на работу ушло 37 лет, и только смерть помешала скульптору ее продолжить. «Ну да! Я всегда был не в ладах со сроками, потому что, работая, никогда не думаю о времени. Закончу ли я когда-нибудь эту дверь? Это маловероятно». Впрочем, под конец это были уже только доработки и бесконечные изменения в поисках совершенства. Но главное уже было сделано. Отлитый отдельно от «Врат» и показанный на салоне 1909 года, «Мыслитель» уже начинал свое триумфальное шествие по миру.

Огюст Роден (François-Auguste-René Rodin) родился 12 ноября 1840 года. Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. А годы спустя его собственное творчество будет считаться одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.

Разрушив застывшие академические традиции, Огюст Роден считается одним из основоположников современной скульптуры. Самыми известными работами талантливого француза считаются скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй». В честь 175-летия со дня рождения скульптора мы подробнее расскажем о каждой из них.

«Мыслитель» (Le Penseur), 1880—1882 гг.

Одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена сегодня экспонируется в музее Родена в Париже.

В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Но «Мыслитель» Родена не похожа ни на одну из ранее созданных пластических форм. По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии».

В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена. В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями.

Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо (Jean Baud)- француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов..

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене.

Через четыре года скульптура была отлита в бронзе и увеличена до 181 см. Ее в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. А в 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

К тому же существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру.


Граждане Кале, 1884-1888

Данная бронзовая скульптура посвящена одному из эпизодов Столетней войны.

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Долго вынашивалась идея создать монумент в честь выдающихся французов, пока мэр Кале Деваврин наконец не организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену.

Роден настоял на отказе от постамента, чтобы фигуры находились на одном уровне со зрителями, которые впервые увидели его в 1889 году. Но все же по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Идея скульптора была реализована только после его смерти в 1924 году.


« Поцелуй» , 1889

Э. А. Бурдель сказал «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Говорил он это о мраморной скульптуре, созданной и представленной Роденом в 1889 году на Всемирной выставке в Париже.

Хотя сперва данная скульптура также являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, вскоре она была оттуда изъята. Но называлась она тогда вовсе не «Поцелуй», а «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя увековечила Божественная комедия Данте.

Женщина полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Вскоре они были убиты, собственно, мужем. Кстати, любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Свое современное название «Поцелуй» (Le Baiser) скульптура получила от критиков, впервые увидевших её в 1887 г.

автор Галина Малашенко

Поделиться: