Кого называют матушкой. Но главное - любовь. Основные функции почвы

«На жатве. Лето» Художник А.Венецианов

Вступительное слово к викторине

В сознании русского народа Земля-кормилица всегда занимала особое место. Родные поля, родительский дом, родной очаг, родная земля… Народная молва говорит, что «человек просто врастает корнями в родную землю».

«В земле наша правда, в земле наши корни,
И силы в плечах — от лугов и полей.
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для неё не жалей.
Под небом, прозрачным и синим,
Земля — словно сон наяву ».

Едва ли есть на свете что-то более святое, чем материнское чувство. Сын родной Земли, живущий-радующийся её дарам, русский народ-пахарь, преисполнен к Матери-сырой-Земле истинно сыновней любви, благодарности и почтительности.

Куда мы без Матушки-Земли? Мы просто не проживём без неё.

Викторина о Земле-кормилице состоит из 16 вопросов с ответами. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Что такое Земля?
Ответ: 1). Земля – это планета Солнечной системы. 2). Земля – это суша в противоположность водному или воздушному пространству. 3). Земля – это почва, территория, на которой мы растим хлеб.

2. Как ещё принято называть Землю?
Ответ: «Мать-Земля», «Матушка-Земля», «Мать — сыра Земля», «Земля-кормилица».

3. Почему мы называем Землю матерью, кормилицей?
Ответ: Женскую сущность земли составляет ее способность родить. Например, Земля родит хлеб.

Мы стараемся никогда не обижать мать. Точно также сокровенно и свято мы должны относиться и к нашей Земле — матушке-кормилице.

4. Как вы считаете, нужно ли Земле помогать и почему?
Ответ: «Земля – кормилица, а и сама есть-пить просит».
Если ее не удобрять, не заботиться о ней, не защищать её от водной, ветровой эрозии – тяжело ей придётся. Да и нам тоже. А на людскую заботу о себе Земля всегда ответит сторицей.

5. Какие помощники есть у Земли-кормилицы?
Ответ: Солнце, Воздух, Вода, и конечно, люди.

6. Отгадайте загадки:

Загадка: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет, да растёт.
Ответ: дождь, земля, растения

Загадка: Не можем жить мы без него, хотя не видели его.
Ответ: воздух

Загадка: Что выше леса, краше света, без огня горит?
Ответ: солнце

7. Продолжите пословицу:

Больше землю удобряй — …(больше будет урожай)
Где пашет сошка — …(там хлеба крошка)
Где правильный учёт – там зерно не …(утечёт)
Землю вскачь не …(пашут)
Без хозяина земля – круглая …(сирота)
Земля не уродит – никто не …(наградит)
У пахаря рука черна, да хлеб…(бел)

8. Есть ли у Земли именины?
Ответ: Да, у Земли, которая воспринимается нами почти как живое существо, есть именины. Это Духов день. В этот день запрещается работать на земле, принято поздравлять ее с праздником. В этот день Земля отдыхает.

9. В какой былине рассказывается о трудовых подвигах крестьянина-труженика, созидателя?
Ответ: в былине о Вольге и Микуле Селяниновиче. Эта былина рассказывает о трудовых подвигах крестьянина-труженика, созидателя.

10. Кто такой Микула Селянинович?
Ответ: Микула Селянинович – это обобщённый образ крестьянина-землепащца.

11. Какие сказки о земле, о плодородии, об урожае вы знаете?
Ответ: «Золотые серпы» (Жил-был крестьянин Иван. Работал он усердно, да жил бедно …). «Житный дед» (Жил-был житный дед в поле. Сам с колосок, голова с колобок, зелёная борода в три аршина …). «Мужик и медведь» (Как-то подружились мужик да медведь. И решили вместе репу сеять. Как посеяли, стали рядить, кому что брать …)

12. Какие картины русских художников об урожае, земле вам знакомы?
Ответ: А. Венецианов «На пашне. Лето», А. Платов «Сенокос», «Жатва», И.Шишкин «Рожь», Б.Кустодиев «Жатва», П.Целебровский «Сеятель», Т. Яблонская «Хлеб»

13. Земля родит хлеб. А что такое хлеб?
Ответ: пищевой продукт, выпекаемый из муки. Один из самых основных продуктов питания.

14. Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Ответ: «Хлеб – всему голова», «Какова земля, таков и хлеб», «Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит», «Хлеб да каша — пища наша», «Без хлеба сыт не будешь», «Без хлеба и медом сыт не будешь», «Голодной куме только хлеб на уме».

15. Как нужно относиться к хлебу?
Ответ: бережно, с уважением, экономно.
«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори ».

16. Какие орудия труда и механизмы применяются при работе на земле?
Ответ: серп, соха, плуг, сеялка, косилка, борона, комбайн, трактор

Заключительное положение викторины:

Землю во все времена народ называл кормилицей. Давно, когда ещё люди не умели пахать и сеять, они довольствовались только тем, что Земля давала сама: ягоды, травы, коренья, орехи. Но на определённом этапе люди догадались, что можно сеять собранные зёрна, а осенью собирать урожай. И первые поля не заставили себя ждать: ячменные, пшеничные, ржаные. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь. Более щедрой стала наша Земля, большие урожаи начали собирать люди.

Матушкой принято называть жену священника, женщину, взрастившую детей, а также природные объекты женского рода, ставшие по-настоящему родными (Волга-матушка). Но в словаре даётся и ещё одно употребление слова - применительно к целой стране, выражая представление о её материнской сущности: Россия-матушка. Как и когда появился этот символ? Какое значение он имеет сегодня?

Происхождение символа

Идея появилась ещё в Древней Руси. На первом этапе слово Мать ассоциировалось со словосочетанием сырая земля, что являлось вариантом Великой Богини-матери. Русская земля представлялась живым существом в материнском обличье. Начиная с XVI века, под влиянием произведений Андрея Курбского и Максима Грека появилось название Святая Русь, а мать-земля приобрела вид Святорусской. Идея развивалась в произведениях В. Тредиаковского, Ф. Прокоповича, М. Ломоносова и в XVIII веке, хотя в те времена чаще для страны употреблялось другое символическое обозначение - Отечество .

Много сделал для укрепления символа России в женском облике и Пётр I. На личной печати царя было изображение Петра, ваяющего статую России - женщину, у которой в руках держава и скипетр, на голове корона, а на плечах мантия. Кстати, такой сюжет придумал сам царь (страну создает правитель, он придает ей форму и душу), имея в виду, наверное, миф о Пигмалионе и Галатее.

Символы Царь-батюшка и Россия-матушка окончательно сформировались к началу XIX века, ибо в годы правления Екатерины II слово Матушка прочно закрепилось за самой правительницей.

Священный брак

Отечественная война 1812-го всколыхнула настоящую волну народного сопротивления французской армии захватчиков. Образ Родины ассоциировался у защитников с женщиной-матерью, что воплотилось в медали «Народное ополчение» (1816). На ней изображена Россия, вручающая оружие своим защитникам - сыновьям. Такой гендерный подход был характерен для всех стран Европы, но только в нашей стране произошла символизация имперского единства и мобилизации на борьбу с внешним врагом. По сути, речь шла о священном браке Царя-батюшки с Россией-матушкой.

Это сыграло на руку властям во времена революции. В Царицыном монастыре сохранилось изображение, на котором бунтовщики бегут в страхе от женщины-матери с мечом. После Октябрьских событий Белое движение усилило как визуальную пропаганду, так и риторику, призывая к битве с угнетателями Родины. Россия-матушка изображалась со связанными руками, нуждающейся в помощи своих сыновей и защите Царя-батюшки. Именно поэтому большевики отказались от существующего символа, вернувшись к нему только в 30-е годы.

Возвращение символа

И. Тоидзе Плакат

Власти использовали понятие Отчизна, но воплощённый в искусстве и литературе образ Матери применительно к стране был столь узнаваемым и почитаемым, что возвращение к нему стало лишь делом времени. Уже в приветственной телеграмме челюскинцам те были названы достойными сыновьями великой Родины. Это положило начало синтезу понятий Родина и Революция. В годы Великой Отечественной образ матери воплотился в плакате И. Тоидзе, ставшем символом эпохи. В Родине-матери видны не только страдания и сила, но и призыв - обращение к чувству долга. В фильмах и литературном творчестве она представлялась уязвимой, опалённой войной, в мемориалах и памятниках - скорбящей, а в скульптуре на Мамаевом кургане - воительницей, способной повести за собой.

На смену Советской Родине, неотделимой от государства, в российский период стране был возвращён образ женщины. Но она представлялась то в образе мачехи, то - продажной шлюхи, что было связано с огромным количеством недовольных реформами. Сегодня Россия-матушка - вновь востребованный образ. Символы, подобно пограничникам, делят людей на своих и чужих. Наступило время объединения и сплочения граждан как внутри страны, так и за её пределами в интересах нации.

Новое время - новые песни

Геннадий Фёдорович Георгиев - поэт известный. Уйдя из жизни в 2000 году в возрасте 62-х лет, он оставил после себя несколько замечательных поэтических сборников («Притяжение сердца», «Мой добрый старый друг», «Первым по росе»). Но главным его достижением стали песни, исполняемые такими известными артистами, как Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Ренат Ибрагимов, Валентина Толкунова, Людмила Николаева. «Матушка Россия» - одна из них. В лихие девяностые Геннадий Фёдорович написал её в соавторстве с композитором В. И. Темновым. С душевным трепетом обращаясь к образу России-матушки, он передаёт веру в возрождение страны. От родной природы и перезвонов колоколов набирают силы россияне. И наступит время, когда закончатся беды страны и прочь улетят печали.

В двухтысячные годы певица Жасмин исполнила целый цикл произведений, вошедших в сборник «От любви до любви». Для популярной исполнительницы они были довольно нехарактерны, но замечательно символизировали начало нового времени. Одна из песен Жасмин - «Россия-Матушка» (муз. А. Зубкова на стихи И. Каминской). Впервые она исполнила её на Дне спасателя. Что принципиально нового в этой песне? Если в стихах Г. Георгиева присутствует вера и надежда, то здесь категорично говорится об обретении Россией счастья после столетий проливаемых слёз. Исполнительница с душой передаёт желание сберечь в памяти всё, что было со страной, и подарить ей своё сердце.

Послесловие

Россия-матушка - особый символ для жителей страны. Имеющий вековую историю, он воспет лучшими представителями культуры. И каждый со школы помнит строки, сказанные К. Ушинским о том, что мы все вскормлены водами России, которая выучила нас своему языку и защищает, как мать, от врагов.

Вот почему испокон веков Россию называют матушкой. Это и политика, и символ, и поэтическое сравнение. Но главное — это народная безграничная любовь к своей стране, языку, культуре, истории… В этом наша главная ценность — в любви и преданности к матушке России.

«Окружающий мир «Почва»» - Подзолистые почвы. Болотно-подзолистые почвы. Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым. Профильтруйте воду. Почвы Архангельской области. Состав почвы. Арктические почвы. Изучение состава почвы опытным путём. Мы и окружающий мир. План работы. Почва и её состав. Плодородие. Тундровые глеевые почвы.

«Характеристика почвы» - Почва- это плодородный слой земной поверхности. Нужно ли охранять почву. Перегной (гумус). Земля- кормилица. План. Основное свойство почвы. Василий Васильевич Докучаев. Угадай. Дороже жемчуга и злата под ногами – земля. Песок. Типы почв. Проверь себя. Тест «Наши подземные богатства». Вещество, повышающее плодородие почвы.

«Исследование почвы» - Свалка. А я с подарками опять. Состав почвы. Растения получают из почвы кислород и питательные вещества, растворенные в воде. Вода. Суша. Загадка. ВЫВОД: в почве есть ПЕРЕГНОЙ. ВЫВОД: в почве есть воздух. Несколько капель поместили на стекло. Опыт №2. Основное свойство почвы-плодородие. ВЫВОД: в почве есть песок и глина.

«Земля-кормилица» - Почему землю называют «кормилицей». " ЗЕМЛЯ " - кормилица. Нижний рыхлый слой земли называется почвой. " Земля " - кормилица. Сказка о волшебной кладовой. Как называется верхний рыхлый плодородный слой земли? Типы почв. Почва нуждается в охране. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я все терплю и добром плачу.

«Состав почвы» - В почве содержатся соли. Различные животные. Почва. Вода. Корни растений. Минеральные соли. Бактерии. На дно оседает песок,а поверх песка – глина. Воздух. В почве есть воздух. Глина. Плодородие – главное свойство почвы. Содержание. Песок. Перегной. В почве есть вода. В почве есть перегной. Состав почвы.

«Обитатели почвы» - Сколопендра. Клещи. Крот. Мокрица. Мокрицы. Инфузории. А люди сказали: «Земля, чтобы жить!». Личинка майского жука. Обитатели почвы. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. А. Тетерин. Дождевой червь. Жаба. Жужелица. Есть на Земле чудесная кладовая. Медведка. Многоножка. Стафилин.

Всего в теме 14 презентаций

Дж. Армстронг отмечал, что действие символов сродни действиям пограничников. Они делят всех на «своих» и «чужих». Понятие «Россия-Матушка» - это символ. Узнаваемый и почитаемый символ русскости в России и за ее пределами, воплощенный в литературе и искусстве, массовой культуре и политической риторике, а также военной пропаганде. В качестве символа он должен стать объединяющим.

Символ в военной пропаганде

Женский образ России с давних времен использовался пропагандой. Он должен излучать миролюбие и демонстрировать его. Как национальный символ «Матушка-Россия» - это взывание к сплочению русских, «сыновей родных и дочерей», как поется в известной песне. Как мобилизующая сила образ особенно востребован в годы войн, когда все подчинено одной задаче - защитить Родину, страдающую от захватчиков. Когда воины готовы отдавать жизни, когда отказ выполнить долг - сыновняя неблагодарность.

Символ в политике

Восприятие страны в образе матери - важный элемент политической культуры. Для власти немаловажно представлять правителя (Главу, Президента) страны, защищающего ее от любых врагов, ей угрожающих, и внешних, и внутренних. Так называемый священный брак «России-Матушки» с правителем. Для оппозиции, в свою очередь, привлекателен образ страдающей Родины, страдающей от неправедной, даже национально чуждой, власти. Например, народничество в конце 19 века.

«Матушка-Россия»: как появился образ

Идея наличия такого символа развивалась поэтапно. Сначала появилась «Мать - сырая земля» - российский вариант Богини-матери. Этот образ представляется живым существом, чаще всего в облике матери. С появлением Святой Руси в 16 веке она становится Святорусской матерью-землей.

В эпоху царствования Петра I появляются первые попытки визуализировать Россию в облике женщины. На личной печати царя было изображение Петра, ваяющего статую России - женщину, у которой в руках держава и скипетр, на голове корона, а на плечах мантия. Кстати, такой сюжет придумал сам царь (страну создает правитель, он придает ей форму и душу), имея в виду, наверное, миф о Пигмалионе и Галатее.

На вопрос ои том, почему Россию называют "Матушка", ответил По его словам, матерью мы называем Россию, потому что именно она кормила нас, поила нас и учила нас своему языку.

При этом идеологи большевизма использовали образ «Матушки-России» как символ царской России и угнетения. Белая гвардия времен Гражданской войны, в свою очередь, воспринимала большевиков как угнетателей России-Матушки.

«И воинство с красной звездою
Приняв роковую печать,
К кресту пригвождает с хулою
Несчастную Родину-Мать!».

Жизнь отдать за нее готовы


И лишь к середине 30-х годов теперь уже Советская Родина-Мать выступает в роли матери всех народов Советского Союза и наиболее заметной стала с началом Великой Отечественной. Начало возрождению значимой роли женского образа России положил плакат, хорошо знакомый каждому советскому человеку, - «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе. И женщина с плаката - не символ страдания, а призыв к советскому воину, к его долгу. Одновременно с этим появляются плакаты, где Родина-мать благословляет своего сына на битву с врагом.

Славные бойцы шли на бой за нее, умирали за Матушку-Россию, имея в виду не какое-то понятие и даже не государство, а все, что им было близко и дорого, за своих матерей и за всех матерей, ждущих с войны своих сыновей. В это понятие всякий боец вкладывал любовь к своей земле и свое стремление отстоять Отечество.

Родина-Мать, символизирующая силу народа, его непобедимость, высечена в камне в монументах Волгограда, Киева, Калининграда, Тбилиси и других городов. Образ Родины-Матери, которая оплакивает своих детей, сложивших головы за ее свободу, которую готовы защищать во все времена ее сыновья, активно использовался в период холодной войны, подчеркивая роль России в борьбе за мир.

Вся послевоенная советская культура, обращаясь к образу России-Матушки, рисует ее уязвимой, страдающей, опаленной войной, нуждающейся в защите.

Период распада Советского Союза характерен переосмыслением, даже разрушением всего советского. А униженная Россия-Матушка 90-х - отличный повод для критики действующего режима оппозицией.

Матушка-Россия - это Родина моя


Сегодня этот символ «реабилитирован». Россия вновь предстает в облике прекраснейшей из женщин, и вновь образ «Матушка-Россия» - это активно используемая пропаганда. Он стал востребованным в культуре страны, включая поэзию и прозу, музыку и живопись, кинематографию и эстраду.

И уже в песнях сегодняшних дней звучит:

«Это матушка Россия.
Это русская земля».

«Россия - матушка, страна родная,
Ты в жизни главная и сердцу дорогая!».

«Пусть Россия-матушка спит, спокойно спит!
За Россию-матушку, ой, душа болит».

И уже новые поколения славят Матушку-Россию и служат ей преданно.

Но главное - любовь


Мы расмотрели основные причины, почему Россию называют матушкой. Это и политика, и символ, и поэтическое сравнение. Но главное - это любовь. Любовь к своей стране, языку, белым березам, душистым вечерам, ослепительным снежным полям. Наш народ одушевляет все вещи, которые ценит. А к своей Родине мы относимся с сыновьим уважением и преданностью.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.

Познавательные:

  • познакомить детей с составом земли;
  • познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
  • формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие:

  • упражнять в умении сравнивать, анализировать;
  • формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
  • активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные:

  • учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать любовь к природе;
  • учить видеть необычное в обычном;
  • формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

  • мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
  • вода, ложечки для воды;
  • салфетки;
  • трубочки для коктейля;
  • поднос для «создания» земли;
  • поднос с землей и проросшими побегами гороха;
  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
  • пакетики с разной землёй .

Методические приёмы:

  • загадывание загадки;
  • вопросы к детям;
  • дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
  • экспериментирование;
  • исследование;
  • использование физминутки

Предварительная работа:

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;
  • рассматривание камней;

Ход занятия.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.

Её все матушкой зовут,

По ней все ножками бегут. (Земля)

Сообщение темы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает» ? Почему землю называют «мать-земля» , «матушка» ? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая?

Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)

Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование.

Исследование песка.

(На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.)

Воспитатель. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.

(Дети называют предметы.)

Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок) .

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу» .

Исследование глины.

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?

Дети. (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)

Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?

Дети. (Она плохо проходит сквозь глину.)

Воспитатель. Как изменилась глина?

Дети. (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины) . Ее используют в строительстве» .

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?

Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)

Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?

Дети. (Нет.)

Воспитатель. Как они изменились?

Дети. (Стали ярче, красивее.)

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче» .

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды» , тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться» .)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений» .

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей» , «матушкой-землей» . Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю» , на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.)

А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей

планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой) .

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)

Заключительная часть.

Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги гороха - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Поделиться: